Рекомендации по выбору и эксплуатации долот

  • Все типоразмеры долот АО «ГОРМАШ» имеют исполнение как с боковой (ПГВ), так и с центральной (ПВ) продувкой. Как правило, долота с боковой продувкой показывают более высокую стойкость благодаря лучшей очистке забоя скважины от шлама и рекомендуются к применению в первую очередь. Однако при бурении сильнотрещиноватых пород эти долота могут уступать в стойкости долотам с центральной продувкой. Это объясняется тем, что поток воздуха из боковых сопел встречается с открытыми трещинами в призабойной зоне стенки скважины и по ним частично уходит в горный массив. Оставшегося воздуха недостаточно для нормального выноса шлама. При центральной продувке поток воздуха приходит к стенке скважины вместе с влажным шламом и им заделывает трещины. Потери воздуха уменьшаются, и улучшается процесс выноса шлама. Но при центральной продувке высока вероятность среза вершин шарошек из-за пескоструйного эффекта и может происходить вторичное дробление шлама в периферийной зоне забоя.

  • Если при бурении пород с большой долей «разрухи» долота выходят из строя из-за вскрытия подшипников, рекомендуется использовать долота исполнения «З».

  • При бурении пород с большой долей «разрухи» необходимо следить за состоянием защитных зубков корпуса долота. Если зубки уже полностью изношены (т.е. отсутствуют), то долото желательно снять и передать на добуривание по менее разрушенным породам или произвести защитную наплавку (Т-590, ОЗИ-6) на корпус долота. В противном случае имеется опасность оставления на забое секций долота.

  • Необходимо различать рекомендуемые максимальные паспортные режимы работы долота и оптимальные режимы бурения конкретной породы. Если, например, в паспорте долота указана допустимая осевая нагрузка 25 тонн и частота вращения 110 об/мин., то это означает, что изготовитель гарантирует работоспособность долота на данном максимальном режиме, если он является оптимальным для данной буримой породы. Чрезмерной нагрузкой на долото является не только нагрузка выше паспортной, но и нагрузка выше оптимальной для данной буримой породы, когда зубки полностью внедряются в породу и шарошка своим телом касается забоя (катится по забою). При этом все возникающие динамические и ударные нагрузки идут не на разрушение породы за счет дополнительного внедрения в нее зубков, а на разрушение подшипников долота, механизмов бурового станка и здоровья бурильщика. Т.е. в некоторых случаях нагрузка и в 10 тонн может оказаться чрезмерной.

  • При работе в зимний период необходимо учитывать, что отрицательные температуры снижают ударную вязкость сталей из которых изготовлены детали долота. Поэтому, начав бурение холодным долотом, необходимо избегать любых ударных нагрузок в течение времени достаточного для прогрева долота (3...10 минут). Перед продолжительным перерывом в бурении необходимо продуть долото сухим воздухом, иначе тарелка клапана может примерзнуть к седлу и «намертво» перекрыть подачу воздуха в долото при возобновлении бурения.